20 марта 2024 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ проект Федерального закона №577665-8 о внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ.
Для совершенствования налогового администрирования предлагается:
- формировать совокупную обязанность на основе решений по проверкам сделок между взаимозависимыми лицами со дня вступления в силу такого решения (пп. «б» п. 3 ст. 1 проекта). Сейчас это делают со дня вступления в силу судебного акта;
- установить, что датой получения документов по ТКС от инспекции будет шестой рабочий день со дня их отправки. Поправка затронет тех, кто должен сдавать декларации в электронной форме (п. 7 ст. 1 проекта);
- исключить блокировку операций по счетам организаций из-за неподачи квитанции о приеме требования (уведомления). Это указано в пп. «б» п. 13 ст. 1 проекта;
- оптимизировать число нулевых деклараций. Сдавать единую (упрощенную) декларацию потребуется 1 раз – после прекращения деятельности (п. 15 ст. 1 проекта). Сейчас ее подают ежеквартально;
- установить нюансы камеральной проверки такой декларации (п. 20 ст. 1 проекта);
- снизить суммовые пороги для перехода на налоговый мониторинг: по уплаченным налогам – с 100 до 80 млн руб., по доходам и активам – с 1 млрд до 800 млн руб. Государственные (муниципальные) учреждения выполнять эти условия не обязаны (пп. «а» п. 24 ст. 1 проекта);
- уполномочить ФНС устанавливать требования к поручителю и имуществу, которое можно закладывать, для получения отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита (п. 12 ст. 1 проекта);
- централизованно сообщать в налоговую данные о многодетных семьях, чтобы они получали налоговые льготы беззаявительно. Обязанность возложат на СФР (п. 18 ст. 1 проекта);
- дать возможность налоговикам запрашивать у банков справки о счетах и об остатках денег на них в рамках налогового мониторинга (пп. «б» п. 19 ст. 1 проекта).
Применительно к налогу на прибыль предлагается:
- исключить условие о составе активов эмитента в отношении операций по реализации небольших пакетов обращающихся акций (не более 1% общего числа акций) для применения ставки 0%. Сейчас для применения такой ставки нужно, чтобы не более 50% активов организации составляла недвижимость в РФ (п. 12 ст. 2 проекта);
- чтобы российские организации, которые работают в области информтехнологий, применяли пониженные ставки, ограничить круг лиц из одной группы. Ими не смогут быть иностранные компании и иностранные граждане, лица без гражданства (пп. «а» п. 11 ст. 2 проекта). Сходное правило хотят ввести для российских организаций из реестра работающих в радиоэлектронной промышленности (пп. «б» п. 11 ст. 2 проекта).
Применительно к налогу на доходы физических лиц предлагается:
- освободить от налогообложения все компенсации при увольнении в пределах 3 (для работников Крайнего Севера и приравненных местностей – 6) среднемесячных заработков (пп. «а» п. 3 ст. 2 проекта). Сейчас выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства полностью облагают НДФЛ;
- предоставлять социальный вычет на оплату медуслуг и покупку лекарств для недееспособных детей без ограничения по возрасту (пп. «а» п. 5 ст. 2 проекта);
- перенести крайний срок уплаты авансовых платежей ИП с 25-го на 28-е число первого месяца, следующего за I кварталом, полугодием, 9 месяцами налогового периода (п. 8 ст. 2 проекта);
- учитывать при расчете материальной выгоды по процентам за пользование займом (кредитом) минимальную ключевую ставку на дату заключения договора и дату дохода (п. 1 ст. 2 проекта);
- установить возможность переносить на следующие годы сумму превышения необлагаемого лимита над фактическими процентами, полученными за текущий период. На эту разницу можно будет уменьшить доходы в виде процентов, которые будут получены в следующих периодах (пп. «а» п. 2 ст. 2 проекта)
В отношении специальных налоговых режимов предлагается:
- В целях снижения налоговой нагрузки из состава доходов при применении единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения исключение доходов в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.
- Уточнение порядка применения повышенных налоговых ставок (8 % и 20 %) начиная с отчетного периода, в котором допущено превышение доходов, до окончания налогового (отчетного) периода для налогоплательщиков, уплачивающих налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Страховые взносы:
- Уточнение сроков направления в налоговые органы плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды документов.
- Уточнение порядка определения размера дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, уплачивающими налог на доходы физических лиц.