Законотворческая инициатива Верховного Суда РФ

19 декабря 2023 года постановлением Пленума ВС РФ №48 утверждён проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» для внесения в Государственную Думу РФ.

ВС РФ предлагает внести некоторые изменения, направленные на снижение нагрузки на судебную систему и законодательном оформлении устоявшейся практики.

1. В действующей редакции статьи 6 Закона о несостоятельности производство по делу может быть возбуждено в отношении юридического лица – должника, если требования к нему составляют в совокупности не менее 300 000 рублей. Верховный Суд РФ предлагает в проекте повысить минимальный порог до 2 000 000 рублей, что должно уменьшить количество заявлений о банкротстве с меньшим объемом требований.

Данное решение позволит восстановить утраченную логику законодательного регулирования, вернув экономически обоснованную дифференциацию порогового значения для различных категорий должников.

Кроме того, при установлении такого порогового значения учитывается как возросшая стоимость судебных расходов при проведении процедур несостоятельности, так и необходимость пресечения злоупотреблений со стороны аффилированных кредиторов, возбуждающих дела о банкротстве на основании вступившего в законную силу судебного акта по упрощенному или приказному производству, в целях предложения кандидатуры арбитражного управляющего и последующего контроля над делом о банкротстве во вред независимым кредиторам.

2. В предлагаемой новой редакции пункта 10 статьи 16 Закона о несостоятельности возражения относительно требований кредиторов смогут подавать не только лица, участвующие в деле (в том числе кредиторы, подавшие заявления на включение в РТК, которые еще рассмотрены по существу судом), но и лица, не имеющие объективной возможности предъявить требования к должнику (в том числе в силу процессуальных или процедурных особенностей возникновения (подтверждения) требований), но обосновавшим вероятность их предъявления в будущем.

3. ВС РФ предлагает дополнить статью 16 пунктом 12 положениями, которые сейчас содержатся в пункте 24 постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 о праве конкурсных кредиторов, которые полагают, что их права и законные интересы нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование (в частности, если они считают, что оно является необоснованным по причине недостоверности доказательств либо ничтожности сделки) обжаловать такие судебные акты.

По предлагаемому пункту 12 арбитражный управляющий и конкурсные кредиторы вправе обратиться в установленном процессуальным законодательством порядке с заявлением об отмене судебного акта по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и о повторном рассмотрении дела. Предусмотренный процессуальным законодательством срок на подачу такого заявления исчисляется с момента, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов данным судебным актом.

Копия заявления направляется кредитору, должнику, арбитражному управляющему и представителю собрания (комитета) кредиторов, которые извещаются судом о рассмотрении заявления. Сведения о подаче заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам включаются арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение десяти рабочих дней с момента, когда он узнал о поданном заявлении.

Лица, участвующие в деле, вправе принять участие в рассмотрении указанного заявления, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы, которые не представлялись и не заявлялись при первоначальном рассмотрении дела.

Также предлагается новая редакция пункта 8 статьи 71 Закона о несостоятельности, согласно которой если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в РТК станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об исключении требования кредитора из РТК либо об изменении его очередности. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда этому лицу стало или должно было стать известно о наличии указанных обстоятельств. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

4. Предлагаются изменения по порядку выплаты вознаграждения арбитражным управляющим.

Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, составляющая менее ста тысяч рублей, рассчитывается и выплачивается арбитражным управляющим самостоятельно. Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего от ста тысяч рублей до одного миллиона рублей и более 1 миллиона подлежит утверждению арбитражным судом.

В исключительных случаях сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего может быть снижена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при ее явной несоразмерности вкладу арбитражного управляющего в достижение результатов процедуры банкротства (измененная редакция статьи 20.6 Закона о несостоятельности).

5. В предлагаемой новой редакции статьи 60 Закона о несостоятельности «Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств, жалоб и иных обособленных споров в деле о банкротстве» предлагается, что в случаях, предусмотренных законом, обособленные споры рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве. По результатам рассмотрения обособленного спора арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части без мотивировочной части.

В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение.

Однако арбитражный суд вправе по своей инициативе или по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, назначить судебное заседание с вызовом лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Аналогично в предлагаемых редакциях пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов о включение в РТК также предлагается рассматривать судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве.

 По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.

В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение.

6. Действующие редакции статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 223 АПК РФ предполагают три режима обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве, что создает значительные сложности для участников процесса и судей арбитражных судов.

Законопроектом предусмотрена унификация соответствующего порядка обжалования посредством введения единого (месячного) срока на апелляционное обжалование всех определений, а также предоставление возможности обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке по всем категориям споров (за незначительным исключением).

7. Интересную новеллу ВС РФ предлагает в отношении порядка утверждения положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина-банкрота с указанием начальной цены продажи имущества. Сейчас положение утверждается арбитражным судом (статья 213.26 Закона).

В новой редакции предлагается, что положение будет утверждаться собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Сведения об утвержденном положении включаются финансовым управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Арбитражный суд будет утверждать положение только в случае разногласий между кредиторами, должником и финансовым управляющим.